Все лучшее в человеке дается воспитанием. Национальный воспитательный идеал - высшая цель образования, нравственное представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни
 
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.


Годовой план работы по нравственному и духовному воспитанию учащихся



Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
В современных социальных условиях одной из важнейших проблем можно назвать проблему духовного и гражданского самосознания человека. Современный молодой человек нашей страны должен быть социально активной личностью, полноправным субъектом жизнедеятельности, то есть осознавать, реализовывать и развивать свои мотивы и потребности, цели и идеалы в соответствии с ценностями гражданского общества. Важно, чтобы он видел богатство окружающего мира, стремился реализовывать в полной мере свои жизненные возможности. Любое общество проектирует будущее через воспитание. Во все века воспитание было своеобразным механизмом, благодаря которому подрастающее поколение включалось в уже существующую общность, становилось носителями определенного образа жизни, вслед за старшими поколениями поддерживало и сохраняло передаваемые традиции и нормы жизни. Ведущей целью воспитания в данный момент является гражданственность, патриотизм, нравственность и духовность, приверженность демократическим ценностям, национальная и религиозная терпимость. Лишь на этой основе вырастут люди, способные не только жить в гражданском обществе, но и укреплять его.Новое время требует от школы содержания, форм и методов духовно-нравственного воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Духовно-нравственное воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Духовно-нравственное воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Программа определяет основные пути реализации системы формирования гражданской идентичности, ее основные компоненты. При этом учитываются опыт и сложившиеся в школе традиции, современные реалии и проблемы, тенденции развития нашего общества.


Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания школьников

В качестве такой цели мы видим личностный рост каждого школьника, проявляющийся в приобретении им социально значимых знаний, в развитии его социально значимых отношений и в накоплении им опыта социально значимого действия. Приобретение ребенком социально значимых знаний поможет ему лучше ориентироваться в основных нормах и традициях окружающего его общества, понимать, на каких правилах строится жизнь нашего общества, что в нем считать нужным, верным и правильным, что в нем осуждается, каковы социально одобряемые и неодобряемые формы поведения. Однако знание ребенком общественных норм и традиций вовсе не гарантирует его соответствующего поведения.
Поэтому важно формировать в ребенке важные социально значимые отношения и, прежде всего, позитивные отношения к базовым общественным ценностям:
1. Патриотизм, включающий в себя ценности: любовь к России; любовь к своему народу; любовь к своей "малой Родине"; служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое).
2. Социальная солидарность — свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость; милосердие; доброта; честь; честность; достоинство.
3. Гражданственность — правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода совести и вероисповедания.
4. Семья — любовь и верность; здоровье; достаток; почитание родителей; забота о старших и младших; продолжение рода.
5. Труд и творчество — творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость; трудолюбие; бережливость.
6. Наука — познание; истина; научная картина мира; экологическое сознание.
7. Традиционные российские религии включают представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.
8. Искусство и литература включают ценности: красоту; гармонию; духовный мир человека; нравственный выбор; смысл жизни; эстетическое развитие.
9. Природа — жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.
10. Человечество — мир во всем мире; многообразие культур и народов; прогресс человечества; международное сотрудничество.
Но и этого недостаточно для полноценного духовно-нравственного развития и воспитания личности. Ребенку важно приобрести в школе и опыт социально значимого действия, где он смог бы использовать на практике собственные знания и отношения. В единстве социально значимых знаний,отношений и опыта действий, приобретаемых ребенком в школе, и проявляется феномен его личностного роста.
Конкретизируя эту общую цель духовно-нравственного развития и воспитания школьников применительно к контингенту учащихся, мы выделяем в ней действующий приоритет: приобретение социально значимых знаний, знаний о социально значимых нормах и традициях, коррекции имеющегося опыта , норм и правил поведения. Выделение именно этого приоритета связано с актуальной потребностью детей младшего школьного возраста самоутвердиться в своем социальном статусе - то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и традициям поведения. Эти нормы и традиции предъявляются ребенку именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание этих норм будет являться основой для формирования социально значимых отношений ребенка, для приобретения им опыта социально значимого действия. Знания, отношения и опыт – это база личностного роста ребенка в дальнейшем, на последующих этапах его развития. В силу того что в школе учатся воспитанники детского дома, дети из многодетных семей, неполных семей, в школе уделяется особое внимание формированию социально - значимых норм и традиций.


В самых общих чертах эти нормы и традиции можно представить следующим образом:

- по-доброму относиться к людям, уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду, проявлять почтение и уважение к старшим и родителям, устанавливать дружеские отношения с другими детьми в классе, в школе, во дворе, в посещаемых объединениях дополнительного образования; уметь при необходимости поступаться своим благополучием ради другого человека: прощая собственные обиды, защищая слабых, помогая старым и беспомощным людям. Для этого необходимо усвоить правило: «Никого не обижай и всем, насколько можешь, помогай».
- терпимо и уважительно относиться к людям иной расы, национальности, религии, другого имущественного положения, иного физического, психического или умственного развития.
- следовать правилам личной гигиены, соблюдать режим дня, вести здоровый образ жизни.
- быть уверенным в себе, открытым и общительным; не стесняться быть чем-то не похожим на других; уметь выражать свои интересы, отстаивать свое мнение, быть самостоятельным. -любить свою Родину, отождествлять себя с нею, знать и уважать её историю, культуру, стремиться узнать историю своей « Малой Родины», уважать её традиции, её жителей.
- беречь и охранять природу: ухаживать за комнатными растениями в классе и дома, заботиться о домашних питомцах, подкармливать птиц в зимний период, не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы.
- проявлять миролюбие, не затевать драк и конфликтов, стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к кулакам.
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания, книги.
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу - время, потехе - час» как в своих учебных занятиях, так и в домашних делах.
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым, правдивым и совестливым.
Выделение в общей цели духовно-нравственного развития и воспитания школьников передачи социально значимых знаний вовсе не означает игнорирования других составляющих этой цели и отказа от необходимости формировать социально значимые отношения и опыт социально значимых действий. Приоритет – это то, что принципиально важно, чему педагогам предстоит уделять особое внимание, так как именно в школе ученики проводят значительную часть времени.



Достижению поставленной цели духовно нравственного развития и воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных задач:

 - создать и поддерживать воспитывающий уклад школьной жизни;
- реализовать воспитательный потенциал познавательной деятельности школьников на уроке;
- использовать воспитательный потенциал внеурочной деятельности;
- обеспечить процесс формирования коллективов в классах;
- развивать социальное партнерство с семьями школьников.

Такая постановка цели позволит нам иметь четкое представление о том, что школа желает получить в качестве результата предпринимаемых ею усилий по воспитанию детей; подчеркивает стремление школы в аспекте воспитанности к некому желанному культурному идеалу; диагностировать происходящие изменения в духовно-нравственном развитии и воспитании школьников.


Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания школьников

В соответствии с целью духовно-нравственного развития и воспитания школьников мы выделяем следующие его основные направления и ценностные основы:
Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Направление 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.
Направление 4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.
Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.
Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания школьников раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России. Каждое направление основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися.


Реализация воспитывающего потенциала познавательной деятельности школьников на уроке

Воспитательный потенциал урока в нашем образовательном учреждении реализуется через побуждение школьников соблюдать общепринятые нормы поведения на уроке и правила взаимоотношений с учителем и сверстниками; привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений; постановку перед школьниками и обсуждение вместе с ними поведенческих, нравственных, или социальных проблем, которые предстоит решать учащимся. Для этого используется воспитательный потенциал учебных предметов естественно - научного и гуманитарного циклов и существующих в их рамках тем, наиболее значимых в воспитательном плане.



Проблемно-ценностное общение

Цикл этических бесед, регулярно проводимый для учеников среднего и старшего звена, направленный на воспитание ответственного поведения ребенка в школе, на развитие представлений школьников о добре и зле, на воспитание их ценностного отношения к людям, к жизни вообще, на освоение детьми правил современного этикета, на формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции, воспитание любви к Родине, преданности своему Отечеству, стремления служить его интересам и готовности к его защите.


Формирование коллективов в классах

Коллектив класса является эффективным средством воспитания школьников и важной средой их духовно-нравственного развития. Особое место в воспитательной системе класса отводится классному руководителю. Он вместе со своими воспитанниками рассматривает и исследует приоритетные жизненные ценности, изучает традиции своей страны, семьи, школы, формирует традиции класса. Важным фактором формирования нравственных ценностей у воспитанников является создание благоприятного эмоционального фона. При этом возникает целостное единство классного руководителя и учащихся, создается культурное пространство для реализации целей воспитания.
 


Социальное партнерство образовательного учреждения с семьями школьников

Социальный мир семьи – сильнейший фактор формирования личности воспитанника. Взаимодействие классного руководителя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Формы работы с родителями: анкетирование, беседа, консультации, родительские собрания, посещение семьи, проведение совместных часов общения, классных часов, вечеров, экскурсий, походов классного руководителя, родителей и детей.
 

 
Планируемые результаты духовно-нравственного воспитания и развития школьников

По каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания должны быть предусмотрены и могут быть достигнуты обучающимися следующие воспитательные результаты:

- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
- представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
опыт социальной и межкультурной коммуникации;
представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
уважительное отношение к традиционным религиям;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
ценностное и творческое отношение к учебному труду;
представления о различных профессиях;
навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах творческой деятельности;
мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
умения видеть красоту в окружающем мире;
умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога и в тесном сотрудничестве с семьей ученика.

 

 

В соответствиис основными направлениями духовно-нравственного воспитания в нашей школе реализуется интересная, содержательная внеурочная деятельность.

Гуманитарный цикл.

Учащиеся разделены на две возрастные группы: 7-8 и 9-10 классы. Каждая из них   работает по своему плану.

Как в своё время сказал В. М. Васнецов: «Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории!».

Мы предполагаем, что зная историю своей страны, города , семьи, понимая природу сложного характера русского человека, дети будут более бережно относиться к тому, что было создано их бабушками и дедушками, папами и мамами, с благодарностью принимать те блага, которые им дают, пытаться быть похожими на известных и достойных исторических персонажей, сделать выводы из «плохих» и «хороших» уроков истории.

Как в своё время сказал В. М. Васнецов: «Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории!».

Мы предполагаем, что зная историю своей страны, города , семьи, понимая природу сложного характера русского человека, дети будут более бережно относиться к тому, что было создано их бабушками и дедушками, папами и мамами, с благодарностью принимать те блага, которые им дают, пытаться быть похожими на известных и достойных исторических персонажей, сделать выводы из «плохих» и «хороших» уроков истории.

Поэтому руководством школы и её Учредителем было принято решение на интересных и занимательных занятиях рассказывать и показывать учащимся самые ключевые моменты в истории нашего государства, которые привели к становлению богатой и самобытной культуры, о сильных личностях, которые вели за собой народные массы, развивали науку, искусство, экономику и внешнеполитические связи страны, о грозных уроках, которые наша страна получила и которые позволили русскому народу стать сильнее.

2015-2016 учебный год был посвящен изучению темы: «Времена царствования Ивана Грозного», для того чтобы понять всю тяжесть, ответственность и бремя, которое несет на себе царь и любой человек, взявший на себя право отвечать за народ.

В 2016-2017 учебный год – основная тема гуманитарного цикла: «Чингисхан. Неизвестная Азия. Татаро-монгольское иго – иной взгляд», для того, чтобы понять, что только тот, кто впахивает, достигает существенных результатов, именно они помогают людям жить и остаются в истории.

После проведенных занятий расширяется кругозор наших детей, появляется интерес к истории родной страны, повышается духовный, интеллектуальный и культурный уровни, грамотность речи и уважительность в поведении. Результатом проделанной работы является Презентация учащегося на заданную тему по изученному материалу Гуманитарного цикла. Организуется публичная защита работы.

 

По результатам защиты в 2017 году ученики "Белогорского класса" посетили город Санкт-Петербург. Была разработана экскурсионная программа пребывания в этом замечательном городе. Ребята посетили Эрмитаж, побывали в городе Пушкино в музее «Царское село», походили по залам Екатерининского зимнего дворца, поразившего своей красотой. Никого не оставила равнодушным водная экскурсия. Соборы, дворцы, мосты, памятники, красивая архитектура города – всё это, несомненно, даёт толчок для того, чтобы обучающиеся стремились получить как можно больше информации о прошлом своей страны, задумались о её будущем.

 

Информирование о новостях политики и экономики

Во всех классах по понедельникам часть классных часов, посвящена знакомству с происходящими событиями в России и мире. Ребята самостоятельно готовят небольшие сообщения о событиях в России и в мире. Знакомя одноклассников с данными событиями, учатся анализировать произошедшее событие; делая выводы, привыкают быть не безучастными свидетелями любого события, а личностью с активной позицией.

  

Познавательные экскурсии и посещение культурных мероприятий.

Для реализации вышеуказанных целей духовно – нравственного воспитания школа использует не только свои ресурсы, но и те возможности, которые предоставляет Правительство Белгородской области. Учащиеся «Белогорского класса» посетили все основные выставки, которые проводились под лозунгом «Достояние музеев России — белгородцам!», на которых были представлены работы известных русских и зарубежных художников, изделия народного промысла и прочие экспонаты различных исторических эпох.

 

Создание атмосферы творчества.

Театральная студия.

Мы выбрали один из самых успешных методов – участие школьников в театральных постановках. Почему это важно и нужно? Выступая в роли актеров, дети учатся созидать (создавать что-то новое своими собственными усилиями), развивают память, увеличивают гибкость мышления, совершенствуют артикуляционный аппарат, приобретают уверенность в выступлении на публике. В процессе репетиций они выражают и воспроизводят свои внутренние чувства и переживания, сомнения и конфликты, надежды и радости, а также прочие эмоции в символической форме. Это оказывает значительное влияния на становление глубокой личности, способной к осознанию как своих, так и чужих характерологических особенностей, что важно при общении в повседневной жизни и в будущих служебных отношениях.

В целях формирования кругозора детей организуются поездки в театры города Белгорода и Воронежа.

Школьная редколлегия.

В ЧОУ СОШ «Белогорский класс» создана и функционирует редколлегия ЧОУ СОШ «Белогорский класс», которая обеспечивает интеллектуальное, творческое и образовательное развитие учащихся.

Редколлегия занимается:

- изданием школьной газеты «Новый день» с периодичностью один раз в месяц;

-оформлением школьного стенда «Информация» с еженедельным обновлением информации;

- ведением видеосъемки и фотосъемки школьных мероприятий;

- наполнением информации школьного сайта.

 

Развитие Православной культуры.

Одним из ключевых моментов в Духовно – нравственном воспитании школьников «Белогорского класса» является развитие в детях Православной культуры, потребности в вере и общении с духовным миром. Ещё Фёдор Михайлович Достоевский говорил: «Русский человек без веры – дрянь». Это говорит о том, что для формирования многогранной, сильной, мудрой и достойной личности необходимо богатое духовное наполнение. В нашей культуре этим наполнениям является вера. На протяжении нескольких последних лет учащиеся «Белогорского класса» еженедельно участвуют в молебнах. Кроме этого, мальчики помогают батюшке Храма «Преподобного Сергия Радонежского» в проведении богослужений. Дети младших классов поют в церковном хоре. В 2016-2017 году с учениками 6 класса в храме «Преподобного Сергия Радонежского» ведутся чтения Евангельских притч. На занятиях ребята вместе с отцом Александром пытаются разобраться в вопросах нравственности, общечеловеческих ценностей, культуры, человеколюбия.

 

По старой традиции в канун Рождества Христова учащиеся «Белогорского класса» украшают сосны и молельный зал Храма своими поделками и красивыми игрушками.

День отличника.

Для того, чтобы простимулировать познавательную активность и старательность обучающихся в школе «Белогорский класс» проводится День отличника. Стремление получить хорошую отметку дисциплинирует, воспитывает силу воли, стремление поддерживать память, развивать логику, мышление, речь. Большим положительным эффектом от проведения данного мероприятия является то, что полученная радость учащихся от того, что удалось реализовать задуманное, развивает чувство уверенности в себе. Еще один плюс - ученики осознают, что принесут радость своим родителям, они будут гордиться своими детьми.

Мы понимаем, что нашим детям предстоит очень сложная взрослая жизнь и стараемся подготовить их не только физически и интеллектуально, но и духовно, развить в них стойкость и волю, дать им такие внутренние ресурсы, которые помогут быть эффективными и счастливыми как в настоящем, так и в будущем.

 

 

Отзывы выпускников школы

Все отзывы